Станок для обучения скульптора .

 

С появлением у меня фотоаппарата, я постепенно стал вовлекаться в фотографию. Фотография – это особый  вид культуры. Думаю, что самый распространенный. Первое желание при фотографировании – запечатлеть лица близких, знакомых, какое – либо событие. Вовлекаясь в фотографию, постепенно начинаешь понимать, что не все фото тебя устраивают. Начинаешь искать новые подходы для создания настоящего произведения искусства, которое может волновать посторонних людей. У меня этот прогресс достиг таких высот, что я создал две небольшие выставки своих фото. Многим они понравились. Правда, все снимки делались черно – белыми. Это было до 1975 года. Потом мое увлечение отошло на второй план, так как возникли  другие интересы.

С появление цифрового фотоаппарата, компьютеров, фотошопа, стало реальным создание фотографий высокого уровня – настоящих произведений искусства. Но моей душе как-то это не очень прививалось. Я научился многим приемам работы на фотошопе. Этому способствовало изучение фотошопа по видеоурокам самостоятельно. Тяга к фотографии ослабла очень сильно.

Как-то я был в гостях у одной дальней родственницы. Это была дряхлая старушка. У нее на стене я увидел гипсовую скульптуру ее самой в молодости. Скульптура сама представляла гипсовый барельеф размерами 20Х20 см. Из ее рассказов, ее вылепил для нее в подарок бывший муж. Он не был скульптором. Он был простым санитарным врачом. Его фамилия Готорук Николай Филлипович. Дело это было давнее – до войны в Грозном. Скульптура провисела на стене более тридцати лет и представляла настоящее произведение искусства. Она настолько затронула мою душу, что мне захотелось тоже научиться искусству скульптуры.

Так как я не скульптор, то я решил делать скульптуру -  барельеф по фотографии. Начал с профиля. Фотография печатается на листе 11 – формата (обычный лист писчей бумаги)/ Наша цель сделать пластилиновый барельеф на куске стекла толщиной 4-6 мм. Фотог8рафия находится перед Вами и вы всегда можете сравнить получаемое произведение по фотографии. Можно использовать все мерительные инструменты. Так началось мое вхождение в скульптуру.  Пластилин – очень удобный материал. Он дешев, его можно использовать большое количество раз для различных скульптур. Самое тяжелое - это слепить глаза. Работа очень тонкая и самая важная. Наконец, пластилиновая скульптура готова. Что-то она не очень похожа? ничего... Первый блин комом - так говорит пословица.  Пластилин позволяет несколько раз переделывать все.  Это только первый шаг. Со временем у Вас начнет тренироваться глазомер, появятся новые инструменты и приспособления. Барельеф станет более похожим на фото. Что делать дальше?

Шаг второй - делаем форму - раковину.  Создаем вокруг этой скульптуры небольшой «забор» - опоку с размерами на 2-3 см выше скульптуры и 4-6 см больше размеров  скульптуры. из деревянной рейки или уголка. Прижимаем ее к основе и промазываем пластилином неплотности. Заготавливаем водный раствор строительного гипса - алебастра и заливаем эту пластилиновую скульптуру. Заливаем осторожно, но быстро. Льем на окраины, не затрагивая саму скульптуру. Так лить необходимо по той причине, что в этом случае воздушные пузырьки в гипсовой массе уходят из нее и скульптура покрывается гипсовой смесью однородного состава. Если воздушные пузырьки остаются в гипсовой массе, то в готовом гипсе будут образовываться раковины – гипсовая отливка будет с браком.

После созревания гипса, производим распалубку - снимаем ограничительную рамку. Отрывать гипсовую отливку не нужно торопиться - нужно дождаться, когда гипс высохнет и наберет прочность.  Теперь можно гипсовую отливку снять с пластилиновой модели. Получилась раковина - точный отпечаток модели. или, говоря языком фотографа гипсовый негатив скульптуры. Пластилиновая скульптура - модель может использоваться для изготовления других моделей.  . Гипсовая раковина высушивается - форма для отливки скульптуры готова.

Переходим к третьему шагу. Получению самой скульптуры. Нужно иметь ввиду, что гипсовая форма -раковина  годна для изготовления одной - двух скульптур. она не прочна и быстро разрушается. По этой причине я отказался делать  скульптуру из гипса. Кроме того гипсовая скульптура сама по себе не прочна и тяжела. При неудачном ее закреплении на стене, она может разбиться о пол.

 Я решил идти другим путем. Самыми доступными материалами, которые можно использовать для получения барельефных скульптур можно признать папье-маше и силикон. Мои эксперименты позволили мне добиться хороших результатов. Поэтому я хочу поделиться своим опытом.

Силикон. Я использовал несколько типов и в конце концов остановился на силиконовом шприце.

..............................................14.05  сейчас редактирую

Я хотел из одной формы изготовить небольшую серию одинаковых скульптур. Их можно будет по разному раскрасить и выбрать лучший вариант. Для этого самым лучшим вариантом является изготовление скульптур из папье-маше. Это просто кусочки мягкой бумаги, наклеиваемые слой за слоем. О папье-маше можно прочитать в интернете. Это одна из самых старинных технологий, которая постепенно забывается. Самая мягкая бумага – туалетная бумага. Она легко ложится на сложные профили, насыщается клеем. Папье-маше клеится в несколько этапов. Каждые два слоя требуют сушку. Этот способ сушки изделия более качественный, чем сушить сразу 10-слойное изделие. ушка толстого слоя всегда медленнее, чем тонкого.

После сушки изделия остается ее доведение до готового вида: что-то подмазать, что-то прошлифовать, покрасить, посушить.

В процессе изготовления скульптуры, как и при прочих работах, мозг ищет другие подходы к процессу, которые менее трудоемки, более качественны, более универсальны. К примеру, мне необходимо создать скульптуру, которая будет размещаться на стене дома или создать большое панно. Как поступить в этом случае?. Я начал думать в этом направлении и вот что я придумал.

В наш век компьютера, необходимо его использовать. Идея такого компьютерного скульптора – робота заключается в том, что в работе соединяем лазерный дальномер с компьютером. В торговле имеются дальномеры, которые работают с компьютером через соединение Bluetooth.  Работа разбивается на несколько этапов.

1. Этап первый. Делаем съемку объекта.

а. Для изготовления плоского барельефа, делаем съемку объекта в системе координат по ширине и высоте. Данные показаний дальномера заносятся в таблицу непосредственно в компьютер.

б. Для изготовления объемной скульптуры, делаем съемку в системе координат по высоте и углу поворота объекта. Данные заносятся в компьютер аналогично.

2. Этап второй. На компьютере делаем обработку данных. При необходимости, производим математическую корректировку, изменяя масштаб изделия: увеличение размеров изображения или изменение высоты профиля объекта. Второй этап необходим для приведения исходных данных к требуемым заданием: что мы хотим получить? Как исказить пропорциональность размеров, чтобы достичь индивидуальной задумке? Это самая творческая работа скульптора – дизайнера.

3. Этап третий. По координатной разметке, согласуемой с компьютерным результатом с помощью дальномера устанавливаем маяки в узловых точках системы координат. Маяки указывают высоту наружной поверхности конечной скульптурной композиции непосредственно на месте ее изготовления. Далее, простое нанесение строительного материала - раствора по ориентирам – маякам. Вот таким образом скульптура получена в грубой форме. После шпаклевки и покраски она приобретет законченные формы. Вот и все.

Идея хорошая. Она облегчает труд скульптора и позволяет делать скульптуры людям, не склонным к этому творческому труду. При пользовании этим приемом, легко ведется обучение скульптора: быстрее осваивается пространственное мышление и более быстрое обучение приемам работы даже без этой методики. Считаю, что эти методики могли бы увлечь многих заняться скульптурой. Ничто так не вечно, как скульптурные изображения. Посмотрите на древнеегипетские скульптурные письмена - всегда думается о тех людях, которые оставили свой след в истории с благодарностью и восхищением.

Итак, Вы захотели заняться скульптурой сами или научить этому свое чадо.  На что нужно обратить внимание? Нужно подготовить мозг к объемной памяти. Это делается не быстро. Если работать таким способом, как описано вначале, то этот метод неудобен.

Я решил сконструировать станок, задача которого заключается в том, что с его помощью я  бы смог синхронизировать (координировать) любую точку  на фотографии с точкой на барельефе. Такая помощь облегчает работу скульптора, помогает быстрее освоить координацию образов.

 

Станок получился у меня удачным. Немного погодя, я приведу его вид на эту страницу и научу работе на нем. Каждый желающий сможет стать скульптором!!!. Потерпите!!! На все нужно время..., которого у меня не очень много.